"За рулем" протестировал шины с короткими и длинными шипами
Эксперты журнала «За рулем» совместно со специалистами компании Continental AG проверили, на что и как влияют отклонения величины выступания шипов на шинах в ту или иную сторону. Для теста были отобраны три версии покрышек Barum Norpolaris с различным выступанием шипов – 1,3 («норма»), 0,8 («уменьшенный») и 1,8 («увеличенный») миллиметров. Эти шины были выбраны, поскольку в них применяются обычные круглые шипы. По результатам тестов на льду, специалисты выяснили, что более когтистые покрышки лучше цепляются за лед. В принятых в тесте рамках (+ 0,5 мм) – каждая дополнительная десятая часть миллиметра выступа улучшает продольное сцепление примерно на 3 %. Наименьшему влиянию подвержен режим торможения с ABS – 2,4 %. В торможении юзом наиболее когтистые Barum Norpolaris показали лучшие результаты, чем более породистые Continental ContiWinterViking 2. Единственный минус на льду у излишне торчащих шипов когтей – осложнение управляемости за счет запаздывания реакций автомобиля на повороты руля и неприятно резких срывов в скольжение. Тест с шин с уменьшенными когтями показал, что в тех же пределах (половина миллиметра) налицо снижение сцепления – 2,1-3,3 % на каждые 0,1 мм – в разгоне и торможении с электронными помощниками. Причем, в случаях с ABS и ESP от уменьшения выступа шипов сцепные свойства теряют от 3,0 до 3,3 % на каждую десятую долю миллиметра. А вот потери для машины без электронных «ограничителей» чуть меньше – 2,1-2,4 % на каждую «десятку» миллиметра. Поперечные свойства тоже ухудшаются, но не так заметно – 0,5-1,3 % на каждые 0,1 мм. Поведение автомобиля на льду «размазанное», отличается вялыми реакциями. В итоге, больше работает резина, а не шипы. Третий тест был проведен с увеличенными шипами на шинах. В результате специалистами был сделан вывод, что на льду выгоднее выпускать когти побольше, а если придется тормозить на мокром асфальте, то увеличенные шипы при наличии ABS слегка удлиняют тормозной путь, без электроники практически настолько же снижают его. Уменьшение выступа слегка укорачивают тормозной путь только при ABS, а на эффективность торможения с заблокированными колесами никак не влияет. В случае «стандартного» и «уменьшенного» выступа количество потерь после проведенных тестов одинаково – 10 шипов на все четыре колеса. А при «увеличенном» выступе потери удваиваются. Причем, за счет передних колес. Таким образом, что при увеличении выступа на каждые 0,1 мм потери шипов составляют 20 %. В итоге, увеличение выступа шипов улучшает сцепные свойства на льду, но несколько осложняет управляемость. Но главная беда – быстрое выпадение или повреждение шипов в передних колесах, что в результате приводит к ухудшению сцепных свойств.